5 минут чтения

Требования к банковской гарантии в 2025 году

4.4 (11)
29

Банковская или независимая гарантия (БГ или НГ) выступает самым распространенным способом обеспечения обязательств участников госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. На всех трех основных этапах сотрудничества с заказчиком: при подаче заявки, во время подписания контракта и на стадии предоставления гарантии.

Необходимо обязательно отметить, что требования к банковской гарантии по 223-ФЗ несколько ниже, чем по 44-ФЗ. Поэтому при выборе банка или другой финансовой организации для получения услуги стоит руководствоваться именно вторым. Что позволит получить грамотно оформленную банковскую гарантию, которая будет без проблем принята как заказчиком, так и электронной торговой площадкой. Рассмотрим более внимательно, какие требования предъявляются к обеспечению обязательств участника госзакупки в настоящее время.

Когда применяется банковская гарантия в госзакупках

Банковская (в актуальной редакции профильных ФЗ – независимая) гарантия используется для обеспечения заявки, исполнения контракт и гарантийных обязательств участника госзакупки. Ее предоставление означает, что банк или другая кредитная организация выплатят заказчику компенсацию, если поставщик не исполнит взятые на себя обязательства. Например, откажется подписывать контракт или сорвет его выполнение.

Законодательство допускает использовать для этого не только банковскую гарантию, но и денежные средства. Очевидно, что практически всегда участники торгов предпочитают первый вариант обеспечения второму. По вполне понятным причинам: он заметно дешевле, удобнее и не требует выводить средства из оборота (даже на время). Тем более, свободные деньги (если они есть) всегда найдется, куда потратить с намного большей эффективностью и отдачей для бизнеса.

Необходимо обязательно отметить разницу в требованиях к БГ в 44-ФЗ и 223-ФЗ. В первом случае речь идет исключительно о независимой гарантии, которую имеют право выдавать ограниченное количество участников финансового рынка. В их числе:

  • банки, которые входят в список аккредитованных Минфином;
  • ВЭБ.РФ (государственная корпорация);
  • фонды нескольких видов: содействия кредитованию, поручительства или гарантийные;
  • ЕБР или банки, отвечающие положениям Соглашения о взаимном признании гарантий (для поставщиков, имеющих регистрацию в странах ЕАЭС).

Любые гарантии, выданные другими банками или организациями, попросту не будут приняты в качестве обеспечения в госзакупке по 44-ФЗ. Для участия в торгах по 223-ФЗ такого жесткого ограничения нет. То есть подойдет любая банковская гарантия, оформленная правильно (в соответствии с положениями законодательства и требованиями тендерной документации) и выданная лицензированным отечественным банком. 

Требования к НГ по 44-ФЗ

Исчерпывающий перечень требований к независимой гарантии содержится в ст. 45 № 44-ФЗ. Положения базового Федерального закона в сфере госзакупок стоит просматривать регулярно, так как в них постоянно вносятся корректировки, нередко – весьма существенные. Невыполнение указанных требований оборачивается отказом признать гарантию. Что ведет к неприятным последствиям в виде невозможности принять участие в закупке или подписать контракт по ее итогам.

Нужно помнить, что независимая гарантия должна соответствовать не только специальным требованиям 44-ФЗ, но и общим для подобных документов, предусмотренных положениями ГК РФ. Причем для обеспечения заявки и исполнения контракта используются разные типовые формы НГ.

Наиболее важными требованиями к независимой гарантии в соответствии с 44-ФЗ выступают:

  • безотзывный характер;
  • сумма гарантийных обязательств;
  • код госзакупки;
  • перечень обязательств для обеспечения;
  • обязанность оплаты неустойки в установленном размере;
  • условия исполнения обязательств после зачисления денег на счет заказчика;
  • срок действия (на месяц дольше обязательств поставщика);
  • при обеспечении контрактных обязательств – условия отлагательного действия;
  • условия исполнения обязательств по гарантии (требование заказчика, перечень прилагаемых к нему документов и т.д.);
  • способ предъявления требований (электронный или бумажный);
  • условие несения сопутствующих исполнению НГ расходов гарантом;
  • право передать требования по независимой гарантии при смене заказчика;
  • максимальные сроки рассмотрения требований (5 рабочих дней) и оплаты по НГ (10 рабочих дней);
  • условия урегулирования конфликтов между заинтересованными сторонами в арбитражном суде.

Реквизиты каждой выданной НГ заносятся в специально созданный Реестр независимых гарантий. Его ведением занимается администрация ЕИС Закупки. Информация базы данных является закрытой.

Требования к БГ по 223-ФЗ

Как было отмечено ранее, требования к банковской гарантии, установленные № 223-ФЗ, намного менее жесткие. Что объясняется спецификой Федерального закона, который регламентирует только самые общие правила закупок. Большая их часть остается на усмотрение заказчиков и определяется содержанием тендерной документации.

Стандартными требованиями к банковской гарантии по 223-ФЗ выступают такие:

  • безотзывный характер;
  • сумма гарантийных обязательств;
  • срок действия;
  • порядок выплаты при наступлении гарантийного случая (основные требования установлены частью 26 статьи 3.2 № 223-ФЗ).

Реестр банковских гарантий по 223-ФЗ не ведется. Единственным исключением становятся закупки у субъектов малого предпринимательства и самозанятых. В отношении обеспечения обязательств этих категорий бизнеса действуют требования, аналогичные 44-ФЗ. То есть необходимо предоставить независимую гарантию, внесенную в общефедеральный Реестр НГ.

logo
3-й проезд Марьиной Рощи, 40с1, 15 этаж, помещение I, комната 6Москва

4.4 (11)

29

Понравилась статья?

Нам очень важна обратная связь. Пожалуйста оцените ее

лучшее за июнь

каждый месяц наши специалисты отбирают наиболее выгодные продукты от банков партнеров. Вы можете сделать заявку сразу по нескольким из них.