Ключевые риски и способы защиты бизнеса:
- Конфликтное увольнение. Бывший сотрудник, уходя, «сжигает мосты», меняет пароли, подтирает базу данных. Решение — подписать с каждым сотрудником соглашение о неразглашении данных предприятия. Дополнительно нужно перевести работу компании в облачный режим, при котором данные будут храниться на удаленном сервере, не будут использоваться личные ноутбуки. В этом случае, даже если бывший сотрудник напоследок внесет какие-либо изменения, базу всегда можно «откатить» на любой прошедший день.
- Нелояльное поведение сотрудников. Некоторые компании перешли работать на удаленку. Потерялась возможность контролировать действия сотрудников. Как результат, компании начинали разваливаться. Решение – подключить сотрудников к контролирующим CRM-системам и task-трекерам, которые будут фиксировать действия. Можно раздать рабочие ПК домой или обеспечить работу на виртуальных компьютерах. В этом случае работодатель может вести запись рабочего стола работника и контролировать его работу.
- Кража клиентской базы сотрудником. Решение – установить для рабочей системы своеобразную сигнализацию, которая срабатывает при попытке скопировать или заскринить клиентскую базу. Она может срабатывать и при введении определенных запросов сотрудником. Можно установить программу, привязанную к камере ПК, что при наведении камеры телефона экран рабочего компьютера погаснет.
- Изъятие техники организации. Риск связан с остановкой хозяйственной деятельности. Решение — переход на виртуальные ПК, которые не привязаны к конкретной технике.
- Технический сбой. Рабочая программа может сломаться, может «попасться» вирус, да даже просто может сломаться сервер. Решение — делать бэкапы всех ПК и хранить их в третьем месте. Но лучше перейти на виртуальные ПК, данные с которых хранятся в удаленном месте.