Процедура организации и проведения государственных закупок жестко регламентируется положениями № 44-ФЗ. Федеральный закон принят 05.04.2013 года и доказал эффективность на практике. Важной частью действующих правил выступает банковская гарантия. Она представляет собой разновидность поручительства и активно используется для обеспечения обязательств участников торгов на всех этапах государственной закупки. Начиная непосредственно с аукциона, а заканчивая исполнением контракта и гарантий по нему.

Характерной особенностью № 44-ФЗ выступает частое внесение изменений. Что в полной мере справедливо в отношении банковской гарантии. Только в прошедшем 2023 году вступило в силу сразу девять Федеральных законов с поправками к базовому. Еще один уже принят в наступившем 2024-м. Поэтому имеет смысл рассмотреть более детально, что представляет собой банковская гарантия по № 44-ФЗ в актуальной редакции, для чего она используется и какие преимущества предоставляет заинтересованным сторонам.

определение

Банковская гарантия по № 44-ФЗ – это один из возможных способов обеспечения обязательств участника государственной закупки. Они могут быть трех типов: заявка, исполнение контракта и гарантия по нему. Банковская гарантия представляет собой поручительство третьей стороны (банка или другой кредитной организации) компенсировать перечисленные обязательства заказчику в случае их неисполнения поставщиком.

Длительное время в тексте № 44-ФЗ в качестве основного фигурировал термин «банковская гарантия». Сегодня он заменен на другой – «независимая гарантия» (далее в тексте они используются как взаимозаменяемые и фактически равнозначные). Причиной изменений стало расширение списка организаций, гарантии которых могут быть приняты при проведении государственных закупок.

Изначально к ним относились только банки, входящие в специальный перечень Минфина, размещенный на сайте ведомства. Сегодня к ним добавились еще три категории финансовых организаций:

  1. ВЭБ.РФ.
  2. Фонды содействия кредитованию, входящие в государственную систему поддержки малого и среднего бизнеса.
  3. Евразийский банк развития.

С учетом первых двух пунктов списка называть гарантию банковской не совсем корректно. Именно поэтому в тексте Федерального закона появилось название «независимая».

принцип действия и выгода участников

Механизм использования независимой или банковской гарантии достаточно прост. Легче и удобнее его продемонстрировать описанием роли трех обязательных участников сделки, включая:

  1. Бенефициар. Выступает в статусе заказчика. Получает деньги от гаранта, если исполнитель не выполняет взятые на себя обязательства.
  2. Гарант. Выдает поручительство. Берет за предоставление услуги плату.
  3. Принципал. Запрашивает гарантию и предоставляет документ бенефициару. Применительно к № 44-ФЗ является участником аукциона и потенциальным исполнителем государственного контракта.

Главным достоинством независимой гарантии выступает предоставление преимуществ всем заинтересованным сторонам. Заказчик (бенефициар) надежно защищает свои интересы тем, что при возникновении конфликта урегулирует спор с банком или другим финансовым учреждением по упрощенной схеме. Такой подход намного быстрее и дешевле длительных судебных разбирательств непосредственно с исполнителем.

Банк (гарант) предоставляет платную услугу и увеличивает количество клиентов. Тем более – одним из условий выдачи гарантии очень часто становится открытие расчетного счета и оформление договора на РКО (как следствие – все сопутствующие этому многочисленные услуги).

Исполнитель или поставщик (принципал) получает право участвовать в закупке, сначала – на этапе подачи заявки. Затем – при выигрыше торгов – на стадии заключения контракта. После этого – в ходе его исполнения вместе с гарантийным обслуживанием (если это предусмотрено условиями тендера). Причем обеспечение обязательств с помощью независимой гарантии исключает необходимость отвлекать собственные оборотные средства или оформлять кредит, что дороже, дольше и намного сложнее.

сфера применения

Действующая редакция № 44-ФЗ допускается задействование банковской гарантии на трех этапах государственной закупки. Каждый целесообразно описать несколько подробнее:

  1. Обеспечение заявки. Требуется для того, чтобы не допустить ситуации, когда победитель тендера отказывается заключать государственный контракт. В этом случае он потеряет обеспечение, размер которого варьируется от 0,5 до 5% стартовой стоимости закупки (определяется с учетом суммы контракта).
  2. Исполнение контракта. Применяется для обеспечения своевременной поставки товара или выполнения работ исполнителем. Размер банковской гарантии составляет от 0,5% до 30%, но не может быть ниже суммы аванса по контракту.
  3. Исполнение гарантийных обязательств. Используется не всегда. Предусматривает соблюдение требований, которые предъявляются к качеству поставленных товаров или произведенных работ. Максимальная величина гарантии – 10% от суммы государственного контракта.

необходимость оформления

Федеральный закон допускает использование не только независимой гарантии, но и альтернативного способа обеспечения обязательств участника государственно закупки. Речь идет о перечислении на специальные счета заказчика денежных средств.

Очевидно, что такой формат полностью устраивает организатора закупки, но очень невыгоден для исполнителя или поставщика. Что вполне логично, так как требует выводить серьезные денежные средства из оборота. Результатом становится очевидный рост сопутствующих расходов и различные дополнительные сложности.

С учетом сказанного, становится понятным, почему сначала банковская, а затем – независимая гарантии получили такое широкое распространение в сфере государственных закупок. Главной причиной повсеместного использования этого вида поручительства стало удобство и выгодность для всех заинтересованных сторон.

основные требования

Независимая гарантия представляет собой серьезный финансовый документ, к которому предъявляются соответствующие требования. Помимо базовых правил оформления, регламентированных ГК РФ, в их число входят дополнительные, предусмотренные непосредственно положениями № 44-ФЗ.

К числу наиболее важных требований к банковской (независимой) гарантии относится обязательное включение следующих сведений и реквизитов:

  1. Сумма и срок действия гарантии.
  2. Реквизиты государственной закупки, в отношении которой выдано поручительство (банковская гарантия – как по № 44-ФЗ, так и в других ситуациях - всегда выступает дополнением к основной сделке).
  3. Перечень обязательств, обеспечиваемых гарантом.
  4. Условия возникновения у заказчика права требовать исполнения гарантии (включая перечень сопроводительной документации).
  5. Условие начисления неустойки при досрочном предъявлении гарантии к оплате (документально обоснованном заказчиком) и ее отсутствии.
  6. Прекращение обязательств гаранта после поступления денег на счет заказчика (в полном объеме).
  7. Согласие гаранта на бесспорное списание денежных средств по истечении 5 суток с момента получения требования от бенефициара.
  8. Безотзывный характер гарантии, который распространяется на весь срок действия документа, вплоть до исполнения обязательств.

В качестве условия банковской гарантии обычно указывается место рассмотрения возможных спорных ситуации – Арбитражный суд. Допускается включение в документ дополнительных требований, если они фигурируют в официальной тендерной документации.

схема получения

Перечень финансовых учреждений, имеющих право выдавать банковские гарантии по 3 44-ФЗ, приводится выше. Здесь же необходимо описать типовую процедуру оформления документа, которая предусматривает последовательную реализацию нескольких мероприятий:

  1. Выбор банка или кредитной организации. Проще, удобнее и обычно выгоднее всего сотрудничать с банком, в котором уже имеется расчетный счет. В этом случае можно претендовать на дополнительные скидки. Главное – чтобы банк был аккредитован Минфином.
  2. Формирование комплекта документов. Важным плюсом описанной в предыдущем пункте ситуации становится минимизация формальностей. Дело в том, что банк обслуживания уже имеет практически всю необходимую для выдачи гарантии документацию (устав, свидетельство о регистрации и т.д.), за исключением непосредственно документов о государственной закупке.
  3. Заполнение и подача заявки. Составляется по форме банка. Направляется в финансовое учреждение вместе с сопроводительной документацией.
  4. Согласование условий выдачи. Главным вопросом для переговоров обычно становится стоимости гарантии. Она изменяется от 1-2 до 8-10% и зависит от нескольких факторов: сумма поручительства, специфика основной сделки, платежеспособность и кредитная история принципала.
  5. Подписание договора и получение независимой гарантии. Сегодня документ оформляется в электронном виде, после чего вносится в официальный реестр, который размещается на сайте ЕИС Закупки.

возможные причины отказа

Грамотный подход к оформлению независимой гарантии предусматривает предварительное обсуждение условий сотрудничества. Что сводит к минимуму риск отказа, так как все возможные проблемы снимаются на этапе подготовки. Тем более – если речь идет о банке, с которым уже заключен договор на РКО и где открыт расчетный счет.

При обращении в стороннюю финансовую организацию вероятность получения отказа увеличивается. Основной причиной негативного решения по заявлению клиента становится плохая кредитная история или низкий уровень платежеспособности.

Самым простым способом повысить шансы на одобрение заявки становится предоставление залога. Что особенно актуально, если речь идет о ликвидных и ценных активах. Например, недвижимости или автотранспорте. В этом смысле независимая гарантия мало чем отличается от обычного банковского кредита.

Практика показывает, что при серьезном подходе к получению банковской гарантии проблем обычно не возникает. По крайней мере, у добросовестных клиентов крупных отечественных банков с положительной кредитной историей и квалифицированными юристами.

стоимость и срок действия

Срок действия независимой гарантии определяется в зависимости от обязательств, в отношении которых она выдается. Например, обеспечение заявки действует до момента заключения контракта. Обеспечение обязательств по контракту – до окончания срока его действия плюс один месяц. Гарантии – до окончания срока действия гарантийных обязательств (указываются в тендерной документации и государственном контракте), к которому также добавляется один месяц.

Стоимость банковской гарантии варьируется в достаточно широком диапазоне. Минимальная цена составляет 1-2%, максимальная может доходить до 8-10%. На итоговую стоимость услуги влияют несколько факторов, к числу которых относятся:

  • сумма независимой гарантии;
  • срок действия поручительства;
  • особенности и специфика государственного контракта и закупки;
  • платежеспособность принципала;
  • его кредитная история;
  • предоставление обеспечения в виде залога или поручительства третьей стороны.

проверка подлинности

Независимая гарантия по № 44-ФЗ заносится в официальный реестр. Она размещается на интернет-портале государственных закупок, адрес которого указан выше. Доступ к информации предоставляется зарегистрированным в системе Закупки пользователям в статусе исполнители и заказчики. При отсутствии регистрации для проверки подлинности документа можно обратиться с официальным запросом в финансовую организацию, выдавшую гарантию.

logo
3-й проезд Марьиной Рощи, 40с1, 15 этаж, помещение I, комната 6Москва

4 (8)

341

Понравилась статья?

Нам очень важна обратная связь. Пожалуйста оцените ее

лучшее за ноябрь

каждый месяц наши специалисты отбирают наиболее выгодные продукты от банков партнеров. Вы можете сделать заявку сразу по нескольким из них.