Планы покупателя далеко не всегда совпадают с финансовыми возможностями. Нередко попросту не хватает свободных денег. Причем сказанное справедливо как в отношении частных лиц, так и бизнеса. Удачным решением описанной проблемы становится закупочный факторинг. Услуга предусматривает привлечение третьей стороны, готовой профинансировать приобретение товара по инициативе покупателя. Она пользуется все большей популярностью на сегодняшнем российском рынке, так как выгодна всем участникам сделки. Рассмотрим более внимательно, что представляет собой закупочный факторинг, как он работает, где применяется и в чем состоят его главные достоинства.
Определение закупочного факторинга простыми словами
Закупочный факторинг – это услуга финансирования сделки, предусматривающая отсрочку по оплате со стороны покупателя. То есть продавец получает деньги сразу, причем от третьей стороны – фактора. С которой позднее рассчитывается покупатель. В отличие от кредита, такой способ финансирования обычно оказывается заметно проще и доступнее, что становится главной причиной его популярности и востребованности.
Закупочный факторинг часто называют реверсивным или – в русскоязычном варианте – обратным. Что объясняется ключевым отличием от классического, при котором инициатива в получении услуги исходит не от покупателя, а от продавца. Такой формат сделки можно признать более удобным хотя бы из-за того, что переговоры по совершению сделки проходят намного проще и быстрее. В том числе – из-за большей прозрачности ее условий для всех участников.
Особенно часто закупочный факторинг применяется в бизнесе, причем любого масштаба – малом, среднем и крупном. В то время как в отношении частных лиц намного более распространенной услугой становится так называемое пост-кредитование. Что следует признать вполне закономерным, так как очевидные преимущества обратного факторинга (более подробно описаны ниже) особенно наглядно проявляются при ведении коммерческой деятельности.
Схема реверсивного факторинга
Закупочный факторинг для малого или любого другого бизнеса осуществляется по классической схеме с единственным принципиальным отличием. Инициатором оказания услуги, как было отмечено выше, выступает покупатель. В остальном схема совершения финансовой операции остается неизменной и включает несколько этапов:
- Сначала покупатель выбирает товар, для приобретения которого недостаточно средств (или их нет совсем, или не хочется тратить свои деньги).
- Затем он ищет фактора – специализированную организацию (альтернативные варианты – банк или МФО), готовую профинансировать покупку.
- Далее заключается два договора: с поставщиком и с фактором. Первый – на приобретение товара, второй – на оказание факторинговой услуги. Обычно – именно в такой последовательности. Отдельно стоит отметить возможность так называемого предзакупочного факторинга, когда финансирование со стороны фактора осуществляется до заключения основного контракта.
- После чего осуществляется оплата поставки фактором, в результате которой покупатель получает товар.
- На завершающем этапе факторинговой операции покупатель гасит долг перед фактором на условиях, указанных в договоре.
Важным и практически обязательным условием беспроблемного совершения описанной сделки выступает прохождение покупателем предварительной проверки. Ее проводит факторинговая компания, банк или МФО. Целью мероприятия выступает подтверждение платежеспособности клиента.
Два вида реверсивного факторинга
Принято выделять два вида закупочного факторинга. Каждый целесообразно описать несколько более подробно.
Первый вид – факторинг с регрессом. Главной его характеристикой выступает предоставление фактору возможности требовать деньги продавца, если покупатель не рассчитывается в установленные сроки. То есть операция предусматривает регресс (то есть возвращение или перенос) требования на другого участника основной сделки. Фактически, риски неоплаты со стороны покупателя распределяются между двумя остальным участниками. Причем с перевесом в сторону поставщика.
Второй вид – факторинг без регресса. В этом случае фактор контактирует исключительно с покупателем, то есть непосредственным получателем факторинговой услуги. Претензии поставщику не предъявляются. Что неизбежно приводит к росту рисков и, как следствие, стоимости факторинга.
Альтернативный вариант классификации обратного факторинга – на внутренний и международный – применяется намного реже. В первом случае операция ведется без привлечения иностранных участников, во втором – при их непосредственном присутствии, то есть касается внешнеторговой деятельности.
Сфера использования закупочного факторинга
Активность использования факторинговых операций на текущем российском рынке постоянно растет. Что объясняется универсальностью этого способа финансирования, который подходит для сделок самого разного формата. Наиболее часто речь идет о следующих ситуациях, нередко возникающих в сфере закупок в рамках ведения бизнесов самого разного масштаба и направлений деятельности:
- недостаточность или полное отсутствие свободных денежных средств у покупателя;
- нежелание извлекать деньги из оборота (даже при наличии необходимых финансовых ресурсов);
- стремление быстро купить сезонный или другой особый товар (дефицитный, акционный и т.д.), причем подобные сделки часто оказываются незапланированными;
- более выгодные условия факторинга при сравнении с альтернативными вариантами финансирования покупки (банковский кредит или займ МФО).
Необходимо обязательно отметить, что закупочный факторинг применяется на практике несколько реже, чем классический. Главной причиной подобной ситуации становится больший риск для поставщика, особенно – при наличии опции регресса финансовых требований.
Преимущества обратного (реверсивного) факторинга
Рост объема отечественного рынка факторинговых услуг объясняется предельно просто. Факторинг выгоден всем участникам сделки. Рассмотрим преимущества каждой из сторон.
Поставщик получает нового клиента или увеличивает объемы поставок существующему. Причем без каких-либо дополнительных расходов или финансовых потерь (за исключением риска регресса требований, если это предусмотрено условиями договора). Фактор также расширяет клиентскую базу и зарабатывает на комиссии.
Больше всего преимуществ факторинговая услуга предоставляет покупателю. Он получает возможность приобрести товар или услугу без задействования собственных финансовых ресурсов или даже при их полном отсутствии. Другими словами, речь идет о полной или частичной отсрочке платежа, нередко – на достаточно серьезный срок. Причем стоимость услуги (обычно речь идет о комиссии от суммы сделки) оказывается намного ниже, чем процентная ставка по кредиту (тем более – по займу МФО). Немаловажным дополнительным плюсом становится доступность факторинговых услуг. Для их получения, в отличие от банковского кредита, не требуется залог или договоры поручительства.
3.7 (9)
Тэги статьи:
Факторинглучшее за февраль
каждый месяц наши специалисты отбирают наиболее выгодные продукты от банков партнеров. Вы можете сделать заявку сразу по нескольким из них.