- главная
- статьи
- Банковские гарантии
- Принципал и бенефициар: две из трех сторон в ба...
Банковская гарантия входит в число востребованных финансовых инструментов. Особенно популярных среди участников различного вида закупок – как государственных, так и коммерческих. Услуга предоставляется преимущественно банками, выступающими в качестве гаранта. Не менее серьезную значению имеют две других стороны банковской гарантии, то есть принципал и бенефициар. Поэтому имеет смысл рассмотреть их роль более внимательно вместе с основными правами, обязанностями и степенью ответственности.
Бенефициар и принципал: определение и цели
Бенефициаром называют выгодоприобретателя по банковской гарантии, который получит от гаранта денежные средств при несоблюдении обязательств принципалом. Целью участия в сделке выступает минимизация или полное исключение рисков, сопровождающих проведение закупки или заключение контракта. Предоставление поставщиком банковской гарантии обеспечивает для бенефициара благоприятное развитие событий при любом сценарии: или возврат денег, или исполнение обязательств по договору.
Принципал – это лицо (юридическое или физическое), получившее банковскую гарантию в качестве обеспечения собственных обязательств. Главной выгодой для него становится отсутствие необходимости изымать деньги из оборота или тратить время и силы на оформление кредита. Выдача банковской гарантии предусматривает намного меньшие усилия и разумную стоимость оказания услуги, несопоставимую с обычной процентной ставкой. Принципал выплачивает банку комиссию, величина которой определяется множеством факторов: от величины обязательств до платежеспособности клиента. В любом случае банковская гарантия практически всегда обходится дешевле кредита.
Отличия бенефициара и принципала
Бенефициар в подавляющем большинстве случаев является заказчиком по основной сделке, которую сопровождает банковская гарантия. Именно он обычно оплачивает поставку товара, оказание услуги или выполнение работ. Причем очень часто – в виде аванса, что неизбежно сопровождается серьезным риском неисполнения обязательств поставщиком/исполнителем/подрядчиком. Что может привести к потере уплаченных денег и/или времени на проведение торгов или переговоров.
Принципал, напротив, выступает исполнителем по основной сделке. То есть поставляет товар, оказывает услуги или выполняет работы. В том числе, представляющие собой предмет государственной или коммерческой закупки, участие в которой также означает взятие на себя обязательств заключить контракт в случае выигрыша. Нарушение договорных условий или правил аукциона приводит к тому, что заказчик получает деньги по банковской гарантии в качестве своеобразной страховки. А обязательства принципала переходят к банку, который будет требовать возврата денежных средств. Причем наверняка – вместе с комиссией и сопутствующими штрафными санкциями.
Важно понимать, что банковская гарантия – это не только удобный, но и гибкий финансовый инструмент. Который предусматривает не только описанные выше роли бенефициара и принципала, соответственно, заказчика и исполнителя. Хотя они являются самыми частыми и широко распространенными. Например, в уже упомянутых выше различных видах конкурентных закупок.
Нередко получением банковской гарантии занимается заказчик. То есть фактически выступает принципалом. А исполнитель становится бенефициаром сделки. Для большей наглядности можно привести очень простой и понятный пример. Собственник магазина планирует провести ремонт. Но может оплатить его только через полгода после открытия торговой точки. Он обращается в банк за выдачей гарантии совершения платежа на описанных условиях. То есть заказчик по договору подряда выступает принципалом. В то же время подрядчик (исполнитель) – становится бенефициаром по банковской гарантии.
Принцип взаимной ответственности сторон банковской гарантии
Выдача банковской гарантии, как и любая другая сделка, базируется на взаимной ответственности участников. Непосредственно распространяющейся не только на принципала и бенефициара, но и гаранта. Рассмотрим ситуацию для каждой из перечисленных сторон.
Ответственность принципала состоит в оплате комиссии или вознаграждения банку за предоставленную гарантию. Кроме того, при нарушении обязательств по основному договору/сделке, он обязана компенсировать гаранту понесенные расходы. Зачастую в договоре на оказание банковской услуги прописываются еще и дополнительные штрафные санкции.
Ответственность гаранта также проста и понятна. Банк или другая финансовая организация, выдавшая гарантию, обязана выплатить бенефициару указанную в документе сумму. Основанием для платежа становится пакет документов, предоставленный последним.
Ответственность бенефициара выражается в возмещении расходов гаранта, понесенных при предоставлении недостоверных документов или предъявлении необоснованных требований. Что прямо следует из положений статьи ГК РФ 375.1
Права и обязанности бенефициара и принципала
В завершении необходимо кратко описать права и обязанности рассматриваемых сторон банковской гарантии. Они детально прописываются в тексте самого документа. С гарантом все ясно: банк должен выплатить определенную сумму после получения комплекта подтверждающей документации. На это отводится 5 дней (допускается указание иного срока в пределах 30 суток). Основным правом гаранта по сделке становится возможность компенсировать понесенные затраты за счет принципала.
Главной обязанностью бенефициара становится предоставление документов, которые подтверждают неисполнение условий договора поставщиком. Что позволяет реализовать право в виде получения соответствующей выплаты.
Обязанность принципала – исполнение взятых на себя обязательств в рамках основной сделки. Что подкрепляется своевременной выплатой комиссии банку. Правом этого участника операции становится замена денежного обеспечения на банковскую гарантию.
4.2 (9)
Тэги статьи:
Банковские гарантиилучшее за ноябрь
каждый месяц наши специалисты отбирают наиболее выгодные продукты от банков партнеров. Вы можете сделать заявку сразу по нескольким из них.